Грамотно расположенные светильники способны ненавязчиво подсветить и выделить определенные (выгодные для продавца) места, подчеркнуть достоинства зала и вызвать положительные эмоции, а значит – максимально продлить пребывание человека в магазине и спровоцировать его активность.
Недаром свет считается ещё одним продавцом в магазине – причем гораздо более эффективным, чем обычный. Это особенно важно для точек с системой самообслуживания, где уговорить людей совершить покупку можно лишь с помощью интерьера, освещения и прочих невербальных приемов. Определенная цветовая температура побуждает человека к действию, заставляет совершать покупку за покупкой, а качественный комфортный свет принципиально меняет восприятие пространства и товара. Грамотно организованное освещение торгового зала способно увеличить продажи на 15-20%.
Как и для любого другого помещения, для продуктовых магазинов разработаны свои минимальные значения уровня освещенности, которые представлены в СНиП. Несоблюдение этих требований приводит к закрытию торговой точки до устранения недостатков. Но и продавец прямо заинтересован в том, чтобы освещение торгового зала не оказалось слишком темным – в этом случае магазин вряд ли будет пользоваться популярностью.
Если говорить о продуктовых магазинах, то для них установлены следующие параметры:
Верхняя граница уровня освещения торгового зала устанавливается самим владельцем, и тут тоже важно соблюдать меру. Очень яркий свет будет создавать дискомфорт и бликование, резать глаза и вынуждать потенциального покупателя как можно быстрее покинуть магазин, не совершив покупки.
Сегодня оптимальным показателем считается освещение торгового зала 1000-1500 lx, но, безусловно, многое зависит и от типа помещения. Например, отдельно стоящему зданию продуктового магазина с большими окнами достаточно и уровня в 700-800 lx. Но если он находится в торговом центре среди множества других, то с таким уровнем освещенности он явно проиграет расположенным рядом конкурентам.
Расположение и типы светильников в торговом зале также зависят от его площади. Разумеется, на ней вообще не должно быть затененных участков, а видимость обеспечивалась такая, при которой покупатель мог свободно ориентироваться и издалека замечать нужные ему отделы и витрины. Люди вообще не любят помещения с тусклым светом и стараются избегать их. Кроме плохой видимости в зале, отсутствие надлежащего уровня света создает впечатление, что таким образом скрывают некачественный товар.
Но есть и другие хитрости при проектировании системы освещения торгового зала. Например, наращивание его уровня от центра к периметру создает обманчивое впечатление «укороченности» пространства, и покупатель уверен, что быстро обойдет его весь. Это очень важно для супермаркетов или магазинов, вытянутых в длину.
Также грамотное расположение светильников может создавать «карту» передвижения, незаметно вынуждая покупателя двигаться выгодным для продавца маршрутом, последовательно обходя отдел за отделом и не пропуская ни одного.
Места распродаж или акционный товар имеет смысл подсветить более ярко, чтобы привлечь внимание именно к ним.
Сетевым магазинам не стоит забывать и о концептуальном освещении торгового зала, ведь именно этот момент подчеркивает корпоративный стиль заведения и формирует запоминающийся, положительный образ сети. Тогда и в другом месте, среди множества конкурентов, покупатель скорее всего выберет заведение именно этого ритейлера.
Грамотно организованное освещение торгового зала – залог успеха бизнеса и взлета продаж на качественно новые уровни.